Непрезидентские полномочия

Непрезидентские полномочия, Саитов Тимур Ануарович

Высший статус президента РК в ближайшие годы может быть нивелирован – с принятием законопроекта о Совете безопасности ключевая роль в стране будет принадлежать не Нурсултану Назарбаеву в роли президента страны, а гражданину Нурсултану Назарбаеву, вне зависимости от исхода любых всенародных выборов. 

В Мажилис Парламента РК поступил законопроект о Совете безопасности РК, предполагающий наделить этот орган конституционным статусом, а также сделать действующего Президента Нурсултана Назарбаева пожизненным руководителем этого органа.

Сейчас СБ РК – консультативно-совещательный орган, образуемый президентом. Другими словами, президент может созывать заседания СБ, а может и не созывать, а может вообще держать его во состоянии перманентного анабиоза. Тем не менее, находясь под полным контролем главы государства, Совет безопасности выявляет угрозы национальной безопасности и определяет стратегию защиты национальных интересов. Аппарат СБ вносит президенту предложения и рекомендации по защите национальной безопасности, а также внутренней, внешней и военной политике. Фактически СБ координирует силовиков – армию, полицию, чекистов, разведчиков, борцов с коррупцией и прокуроров – направляя их на исполнении воли и воплощение в жизнь видения руководителя СБ, действующего президента. В американских фильмах, когда в США вдруг возникает форс-мажор и президент, вопрошая "Где наш ближайший авианосец?", собирает в Овальном кабинете кучку насупленных чиновников, уговаривающих его применить ядерное оружие и отговаривающих его от этого, – это и есть оперативное заседание Совета безопасности в его кристаллизованном виде.

Если Совет безопасности РК станет конституционным органом, его существование и роль станут обязательными. То есть его невозможно будет ликвидировать, так же, как невозможно ликвидировать мажилис и сенат, Верховный суд или прокуратуру. Если сфера полномочия СБ будет расширена, а его решения будут носить обязательный для исполнения характер, СБ превратится в наиболее влиятельный в государстве орган, с оглядкой на который будут действовать все прочие государственные органы. Если, а вернее всего, когда Нурсултан Назарбаев будет назначен пожизненным председателем усиленного Совета безопасности, должность президента РК, по сути, потеряет для него всякий смысл. 

Все просто: уже сейчас закон "О Лидере Нации", принятый в  2010 году, дает Нурсултану Назарбаеву абсолютный пожизненный иммунитет от преследования за любые действия, совершенные им как в период президентства, так и после него. Лидер нации имеет право в любое время обратиться к народу, парламенту, любому государственному органу – и его обращение должны быть обязательно рассмотрены в ускоренном порядке. При этом все ключевые внутренние и внешние политики должны согласовываться с Первым Президентом – Лидером Нации. После оставления должности Первый Президент будет пожизненно входить в состав Конституционного совета, в котором всего семь человек, и возглавлять Ассамблею народа Казахстана, которая назначает несколько депутатов в мажилис. В какой-то мере закон о Лидере Нации закольцовывает ситуацию: "воспрепятствование законной деятельности Первого Президента не допускается и преследуется по закону". То есть любые попытки изменить закон о Лидере Нации и пересмотреть статус Первого Президента могут быть рассмотрены правоохранительными органами как посягательства на законную деятельность, а значит подпадут под уголовные статьи. Фактически как-либо изменить этот закон невозможно, он оберегает сам себя. Страховать же его будет повышенный статус Совета безопасности: представляется, что руководитель конституционного органа, контролирующего все государственный штыки в стране, да еще и в статусе Лидера Нации, будет самостоятельно назначать глав силовых ведомств, и они, соответственно, будут подчиняться и докладывать только ему. 

Получается ситуация, описываемая следующим математическим неравенством:  Нурсултан Назарбаев "минус" президентские полномочия "больше, чем" возможный новый президент. То есть если когда-либо в Казахстане будет второй президент при здравствующем первом, даже если республика не станет парламентской, Нурсултан Назарбаев будет обладать неизмеримо большими полномочиями, чем второй президент.

Кстати сказать, данная ситуация не уникальна для мировой истории. Отец "китайского чуда" Дэн Сяо Пин, проведший реформы и выведший КНР на мировую арену в качестве экономического гиганта и амбициозного геополитического игрока, за годы своего правления не занимал ни должность председателя Китая, ни премьера Государственного совета КНР. Дэн был руководителем Военного совета ЦК КПК. То есть ему по партийной линии подчинялась народно-освободительная армия, народная милиция и спецслужбы. В стране был конституционный глава государства – председатель, и глава правительства – премьер Госсовета, но рулил всем Дэн Сяо Пин, под контролем которого был китайский аналог Совета безопасности. 

 Законодательная инициатива о Совете безопасности подогревает блуждающие в стране и за ее пределами думы о так называемом "транзите власти". Ведь если Нурсултан Назарбаев способен переизбираться и оставаться на своем посту вплоть до отхода в лучший мир, наделять его пожизненными полномочиями в мощном СБ не имеет смысла – они и так у него будут. Если же при крайне нежелательном сценарии он вдруг лишится президентских полномочий вопреки своей воле, те, кто решится на подобные злодеяния, приложат максимальные усилия для того, чтобы полностью обнулить любое именное законодательство. Значит, законопроект готовится под прижизненный добровольный транзит власти, который, вероятно, может состояться уже в ближайшие годы. 

Какие же аргументы можно привести в пользу и против предлагаемого законопроекта до того, как он принят? В качестве позитивного аргумента можно привести поддержание стабильности в случае, если действующий президент посчитает, что уже полностью отдал свой гражданский долг стране, и больше не согласится нести вахту на этом посту. Чем больше у власти находится один и тот же политический режим, тем больше он вызывает привыкание у общества, тем болезненнее могут быть резкие перемены. Вот был период застоя, сладкое брежневское время, когда страна была великой, соцобеспечение - сытным, деревья - большими и зелеными. А потом вдруг череда смертей и похорон на Красной площади, и к власти пришел Горбачев, разворотивший великую державу. Да, демократические и экономические преобразования были нужны, но требовали ли они уступок на геополитическом фронте? Можно ли было сделать страну свободной и процветающей, удержав под контролем преступность и сохранив роль супердержавы? США сумели добиться и того, и другого, так почему не смог Советский Союз? Он не выдержал перегрузок крутого виража, сломался под давлением скорости перемен. Иосип Броз Тито правил Югославией 27 лет, после его внезапного ухода страна побилась в оптимистических конвульсиях, а затем рухнула в пучину жестких межэтнических конфликтов и распалась.

В свою очередь, Нельсон Манделла в ЮАР и Ли Куан Ю в Сингапуре, долгое время пробыв лидерами своих стран, ушли на покой, сохранив было политическое влияние. Они стали стабилизирующими факторами национального политического поля, не позволяя молодым голодным политическим волкам раздербанить государство по своему усмотрению. Вероятно, Нурсултан Назарбаев учитывает импульсивность потенциальных преемников и пытается сохранить в руках возможность сделать успокоительные уколы особенно ретивым реформаторам.

С другой стороны, как уже говорилось, сумма полномочий Лидера Нации и пожизненного руководителя конституционного Совета безопасности значительно превосходят, а значит, и ограничивают полномочия и власть второго президента. То есть если когда-то в стране пройдут президентские выборы без имени Назарбаева в бюллетене, один из кандидатов добьется всенародной поддержки, наберет большинство голосов и принесет присягу на Конституции. Но при наличии Нурсултана Назарбаева второй президент будет не президентом, а фактически премьер-министром, к которому по какой-то причине обращаются "Господин президент".

высшийстатус полномочия президент
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии